В год 80-летия Великой Победы ежегодный сборник (возрожден в 2024 году, выходил с 1977 по 1990 гг. в из-ве «Современник») публикует рассказы, «красной нитью» в которых звучит тема Отечественной войны 1941-1945 гг., а также рассказы о фронтовых буднях сегодняшних героев. Помимо военной тематики рассказы авторов охватывают тему долга, Родины, поиска Веры, Надежды Любви. Публикации авторов в электронном виде дублируются на сайте издательства, а сам сборник можно приобрести в интернет-магазине OZON и магазине издательства. Надеемся, что второй выпуск альманаха «Рассказ-25» найдет своего читателя в новом литературном мире, где жанр рассказа обретает новое рождение и новое звучание.
Продолжая сбор публикаций для 2-го номера ежегодного сборника рассказов, мы, безусловно, ожидали рассказы о военных годах, о фронтовых буднях, о героях Великой Отечественной войны. Но мы даже не подозревали, что все рассказы так или иначе будут буквально «пропитаны» духом и настроением праздника 80-го юбилея Великой Победы. И мы решили снять тематическую рубрику, куда ранее пытались собрать все «военные рассказы» и выстроили публикации таким образом, что военные рассказы «вплетались» в истории о простых людях, о мирных временах и датах, о событиях и перипетиях обычных людей. Так и получилось: от первого рассказа («Противостояние» Евгении Беловой) до последнего («Последний бой майора Н.» Ольги Бурукиной) война как будто бы «врывается» в жизнь страны неожиданно и сумбурно. Да, война вторгается в жизнь людей, нарушая все планы – раскидывая и разбрасывая направо и налево судьбы семей, поколений, разрывая нить гармоничного развития целой державы. Но, как показывает время, пройдя эту страшную годину испытаний, понеся огромные потери, страна выходит из чудовищных испытаний окрепшей и сильной духом. Послевоенные годы это подтверждают – технический рывок, новые заводы, дороги, города, Целина, Магнитка, а дальше – наука, космос... И вот, спустя много лет страна, окрепшая и взрастившая новое поколение сыновей и внуков Победы, вдруг сталкивается с новым эхом войны: сначала Чечня, затем – Абхазия. Теперь вот – специальная военная операция на Донбассе. К военным рассказам можно отнести и рассказ «Задира» Сергея Малухина, рассказ Сергея Лушникова «Медаль за взятие Будапешта». Следом за ними – другие рассказы наших авторов как будто отраженным светом повествуют о послевоенных событиях, медленно настраивая на лирический лад, как будто «жизнь снова налаживается» и где-то сквозь военную прозу пробивается новая песня жизни, молодые голоса героев... Вот только-только зацвели сады и распустилась сирень... И снова рев войны рвет пространство и время: обычные будни, ветку сирени и телефонные разговоры будто «взрывает» рассказ «Минуту назад все были живы...» Василия Трескова и рассказ Дарьи Щедриной «И зовут его Ромка». Эта «новая военная проза» сегодняшнего дня звучит эхом прошедшей войны, словно и не было этих 80-ти лет, словно враг, возродившись и обезумев, снова пытается захватить Россию.
Как писал составитель альманаха «Рассказ-78» Юрий Галкин «...рассказ нуждается в более пристальном читателе и критике, чем толстая книга». Действительно, жанр рассказа более тонок, более воздушен, чем большая проза, в рассказе поэтика и образность выходят на первый план, опережая язык и стиль, а порой даже и сюжет рассказа. Не все рассказы сборника написаны мастерами-прозаиками, есть среди наших авторов и писатели, которые только начинают свой путь в литературе, поэтому, давайте не будем судить всех строго и требовать высокого профессионального уровня. Наши авторы еще только осваивают мастерство рассказа, и именно этому будет посвящена наша будущая «Мастерская рассказа», которая откроет свои он-лайн двери (он-лайн курс будет проводиться на базе сайта издательства) в сентябре.
В этот альманах вошли произведения 35 авторов, (в прошлом номере было 27 авторов), и мы видим, что возрожденный альманах короткой прозы стал пользоваться определенной популярностью, а, возможно, кто-то действительно прочитал прошлые выпуски (напомним, что ежегодный сборник малой прозы «Рассказ», издавался в издательстве «Современник» с 1977 по 1991 гг. и некоторые номера еще можно купить в OZON, если набрать в поисковой строчке слово «Альманах «Рассказ»). В тот сборник отбирались лучшие рассказы, опубликованные в прошедшем году в разных толстых литературных журналах – там печатались рассказы Валентина Распутина, Владимира Маканина, Юрия Казакова, Виктора Астафьева, Юрия Нагибина, Вячеслава Сукачева и многих других известных авторов).
Сегодня у нас есть возможность учиться у мастеров рассказа, осваивать эту науку рождения из небольшой истории – захватывающего яркого рассказа, который можно прочитать быстро, но запомнить надолго. Можно только пожалеть, что сам жанр рассказа сегодня не «в чести» у рядового посетителя книжного магазина – покупатели все больше охотятся за приключениями и детективами, за исторической правдой и банальным «фэнтези» (наши авторы, надо сказать честно, тоже порой увлекаются этим жанром). Но читая классиков советского рассказа (а лучшие рассказы, по моему мнению, были написаны именно в 1960-1990 годы) мы можем открывать неожиданную вселенную русской «короткой прозы» – краткую, емкую, яркую и неожиданную. Достаточно открыть любой номер альманаха «Рассказ» от 1977 и до 1991 года.
Мы верим, что жанр «рассказа» ждет большое будущее, и сами, как можем, пытаемся возрождать интерес к этой форме. И огромную роль в этой работе играет ваше творчество – творчество наших авторов и читателей. Благодарим всех наших авторов и ждем новых встреч на страницах альманаха!
Как писал составитель альманаха «Рассказ-78» Юрий Галкин «...рассказ нуждается в более пристальном читателе и критике, чем толстая книга». Действительно, жанр рассказа более тонок, более воздушен, чем большая проза, в рассказе поэтика и образность выходят на первый план, опережая язык и стиль, а порой даже и сюжет рассказа. Не все рассказы сборника написаны мастерами-прозаиками, есть среди наших авторов и писатели, которые только начинают свой путь в литературе, поэтому, давайте не будем судить всех строго и требовать высокого профессионального уровня. Наши авторы еще только осваивают мастерство рассказа, и именно этому будет посвящена наша будущая «Мастерская рассказа», которая откроет свои он-лайн двери (он-лайн курс будет проводиться на базе сайта издательства) в сентябре.
В этот альманах вошли произведения 35 авторов, (в прошлом номере было 27 авторов), и мы видим, что возрожденный альманах короткой прозы стал пользоваться определенной популярностью, а, возможно, кто-то действительно прочитал прошлые выпуски (напомним, что ежегодный сборник малой прозы «Рассказ», издавался в издательстве «Современник» с 1977 по 1991 гг. и некоторые номера еще можно купить в OZON, если набрать в поисковой строчке слово «Альманах «Рассказ»). В тот сборник отбирались лучшие рассказы, опубликованные в прошедшем году в разных толстых литературных журналах – там печатались рассказы Валентина Распутина, Владимира Маканина, Юрия Казакова, Виктора Астафьева, Юрия Нагибина, Вячеслава Сукачева и многих других известных авторов).
Сегодня у нас есть возможность учиться у мастеров рассказа, осваивать эту науку рождения из небольшой истории – захватывающего яркого рассказа, который можно прочитать быстро, но запомнить надолго. Можно только пожалеть, что сам жанр рассказа сегодня не «в чести» у рядового посетителя книжного магазина – покупатели все больше охотятся за приключениями и детективами, за исторической правдой и банальным «фэнтези» (наши авторы, надо сказать честно, тоже порой увлекаются этим жанром). Но читая классиков советского рассказа (а лучшие рассказы, по моему мнению, были написаны именно в 1960-1990 годы) мы можем открывать неожиданную вселенную русской «короткой прозы» – краткую, емкую, яркую и неожиданную. Достаточно открыть любой номер альманаха «Рассказ» от 1977 и до 1991 года.
Мы верим, что жанр «рассказа» ждет большое будущее, и сами, как можем, пытаемся возрождать интерес к этой форме. И огромную роль в этой работе играет ваше творчество – творчество наших авторов и читателей. Благодарим всех наших авторов и ждем новых встреч на страницах альманаха!