издательство «новое слово» представляет:

Забытая книга

Интерес к чтению в России неуклонно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. Причины называются разные, но многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяются телевизором и Интернетом. Уже не первый год идут споры о том, что делать, как вернуть людей к литературе. На днях, к примеру, министр культуры Владимир Мединский предложил при всех учреждениях культуры создать современные книжные магазины. Поможет ли книготорговля приохотить молодёжь к чтению, выясняла газета «Наша Версия».
Первый номер литературно-художественного альманаха «Битва», который вышел в свет в 2022 году, привлек внимание 13 авторов и более 400 читателей, которые проголосовали за наиболее яркие произведения сборника, таким образом, что команда авторов жанра «фэнтези» вышла вперед и победила в нашем литературном «баттле». Но главное достижение не в том, что произведения одного жанра завоевали больше читателей, – главный итог сборника в том, что сама идея литературного альманаха, где авторы одного жанра соревнуются за интерес читателей с авторами другого жанра (близкого по духу) была принята литературным сообществом, что показал неподдельный интерес посетителей Московской книжной выставки-ярмарки в Гостином дворе, в которой наше издательство принимало участие в сентябре 2022 года.
Читатели с интересом рассматривали обложку, переспрашивали, интересовались, открывали и читали, покупали альманах, – издание состоялось и было принято.
Напоминаю, что литературно-художественный альманах «Битва» построен по принципу баттла (соревнования представителей двух разных литературных жанров). «Стороны «Битвы» – это две команды авторов, которые прислали свои публикации в определенном (указанном ими) жанре – это или жанр «Фантастика» или жанр «Фэнтези». Побеждает в «битве» та команда авторов, за которую при голосовании отдадут голоса большинство читателей на сайте альманаха.
В предисловии к первому номеру я напоминал нашим читателям о древнегреческих Пифийских играх, в которых наравне с гимнастическими и конными соревнованиями, проводились состязания поэтов, литераторов, драматургов и музыкантов, – именно этот исторический факт дал нам возможность и подсказку для идеи такого альманаха. Отдельно издавать сборники для каждого направления не так интересно, тем более, что о истоки этих жанров тесно переплетаются, – вышедший из древних сказаний и сказок жанр «фэнтези», обогатившись огромным инструментарием «фантастического» в начале XX века, сегодня шагнул далеко вперед и в создании фантастических миров и в создании сказочных геров.
Фантастика, в свою очередь, сегодня пытается обогнать быстрорастущий технический прогресс, и обойдя все далекие галактики в пределах фантазии авторов, сегодня вновь возвращается к социальным и общественным вопросам, к главному вопросу о том, «кто есть Человек» (читайте новый рассказ Романа Брюханова «Позвольте представиться»). Были в каждом жанре «пики» читательского интереса, были и «падения», но вместе, сегодня, фантастика и фэнтези дают огромную долю литературного рынка и книжних новинок, и наш альманах является неотъемлемой частью этого рынка.
Второй номер альманаха привлек более 20 авторов, и наряду с нашими уже постоянными авторами (о них чуть ниже), – здесь много новых имен: Яна Грос (рассказ «ЗОЖ»), Сергей Куликов (рассказ «Громовая стрела»), Лариса Кальматкина (рассказ «Сердце робота»), Мария Полянская (рассказ «Мама»), Евгения Белова (рассказ «Рождественская история»), Владимир Морж (рассказ «Зов»), Виктор Сокоренко (рассказ «Безумное утро сантехника»), Тамара Селеменева (рассказ «Хохлик, или волшебная комната»), Надежда Бугаёва (рассказ «Оложенская принцесса»), Олег Юрченко (рассказ «Полуденный переход»), Маргарита Дубасова (рассказ «Вендинг или исполнитель желаний»), Наталья Шестакова (рассказ «Синий бык, красный дракон»), Татьяна Прихожан (рассказ «Ледяной песок»), Кристина Шульженко (рассказ «Цена будущему»). Наши новые авторы прислали произведения совершенно непохожие друг на друга, невероятно увлекательные и очень свежие; рассказы, в которых отражается вся эпоха и настроение современной литературы.
Наши постоянные авторы: Роман Брюханов (рассказ «Позвольте представиться»), Николай Нибур (отрывок из романа «Шестой»), Николай Шоластер (рассказ «Миссия К-314»), Дмитрий Сарвин (рассказ «Дети кукурузы»), Августа Петрова (рассказ «Затерянный остров в океане»), Надежда Воронина (рассказ «Когда хочется жить...»), Селиванова Наталья (рассказ «Белла») сделали большой шаг в литературном творчестве, порадовали читателей новыми рассказами.
Нам, читателям сборника, остается только выбрать лучшего автора и проголосовать за его произведение на сайте издательства по адресу: https://almanah.novslovo.ru/battle

Составитель альманаха Максим Федосов
С точки зрения министра культуры Владимира Мединского, в России сейчас сложилась «катастрофическая ситуация с продажами книг, снижением интереса к чтению», так как 35% населения «вообще не читает книги после школы». По данным опроса фонда «Общественное мнение», 44% россиян за год вообще не открывали ни одной книги. При этом 81% опрошенных взрослых людей с теплотой вспоминают о школьных уроках литературы. Правда, сам процесс чтения нравился только 17% опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14%), увлекательные сюжеты романов (12%), конкретные авторы и произведения (11%).
Россия уже давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов – при среднемировом в 6,5 часа в неделю. С таким количеством часов Россия уже давно не входит даже в десятку самых читающих стран. Успокаивать себя можно только тем, что англичане и американцы читают ещё меньше.
Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. Есть ещё одна глобальная проблема. С каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Если в европейских странах один книжный магазин приходится на 5–6 тыс. жителей, то в России – на 50–55 тыс. жителей.

За годы кризиса в результате финансовых трудностей в стране было закрыто около 600 книжных магазинов, прежде всего в регионах. В связи с этим Владимир Мединский предложил «всем федеральным учреждениям культуры внести в госзадание создание полноценных современных книжных магазинов». А чтобы учреждение культуры было заинтересовано в этом, Министерство культуры планирует дотировать их по аренде. Сами книжники восприняли это предложение с энтузиазмом. Ведь когда-то были льготы по аренде на городском уровне, а сейчас книгам приходится конкурировать с любыми другими товарами, от средств гигиены до продуктов. В результате книжные магазины разоряются, закрываются, перепрофилируются.
Некоторые эксперты полагают даже, что цены на книги могут стать ниже, так как поднимаются они в том числе из-за аренды и высоких издержек. Впрочем, не стоит забывать о том, что на протяжении последних пяти лет наблюдается непрерывный рост отпускных цен на книги, то есть тех цен, в которые ещё не заложена магазинная надбавка. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 году составляла 189 рублей, то в 2012 году она выросла до 255 рублей. Бумажные книги становятся всё более дорогими, а стало быть, и менее доступными для читателя, тем более что молодёжь предпочитает электронный контент, который часто вообще ничего не стоит. Сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80–90% общего числа скачиваний.
«Для того чтобы формировать «человека читающего» надо предоставить ему возможность, во-первых, посетить книжный магазин, во-вторых, приобрести ту книгу, которая его интересует. В-третьих, нужно сделать эту книгу доступной. Но книжный магазин как минимум должен существовать. Дело в том, что не везде в нашей стране есть места, где можно купить книгу. За последнее время не только регионы, даже некоторые города Подмосковья остались без книжной розницы, – рассказывает директор Торгового дома книги «Москва» Марина Каменева. – Бытует мнение, что дело книжной торговли – продавать, а не пропагандировать и воспитывать. Мы должны воспитывать у подрастающего поколения интерес к чтению и привычку покупать книги – иначе завтра в острой конкурентной борьбе с другими вариантами проведения досуга останемся без потребителя. Так что любой книжник не только изучает спрос и вкус потребителя, но и, без сомнения, может влиять на него через инструменты ассортиментной политики, мерчандайзинга и внутренней рекламы и, таким образом, одновременно создаёт себе определённого покупателя».

Эксперты обеспокоены тем, что главной функцией книги в наши дни является развлечение. Мужчины если и читают, то боевики, женщины – детективы и любовные романы. По мнению сотрудников Российской государственной библиотеки, после распада Союза и начала рыночных реформ люди нуждались в психологической адаптации, а криминальное чтиво облегчало им привыкание к новой экономической и политической реальности.

Минобрнауки борется с книгами
Как ни странно, но первым в борьбу за серьёзную литературу вступило телевидение. Одно время на голубых экранах появлялось много телевизионных сериалов, снятых по произведениям классиков.
К примеру, «Идиот» заставил многих зрителей перечитать роман Фёдора Достоевского. Не меньший интерес вызвали экранизации «Мастера и Маргариты», «Доктора Живаго», «В круге первом», «Героя нашего времени», «Братьев Карамазовых». Экранизации существенно влияли и влияют на продажи классики. По признанию продавцов книжных магазинов, интерес к произведениям, которые воплощались на телеэкранах, сразу возрастал.


«Мы видим, как из года в год в России падает интерес к чтению, – констатирует генеральный директор Московского дома книги Надежда Михайлова. – Над решением этой проблемы в других странах задумались уже давно и ищут пути её разрешения. Сегодня могущество любого государства определяется не природными, а прежде всего интеллектуальными ресурсами. Увы, наше правительство пока не очень заинтересовано в том, чтобы что-то делать в этом направлении. А ведь очевидно, что то же Минобрнауки должно продумать такую школьную программу, чтобы подросткам вновь стало интересно читать».
Пока, правда, Минобрнауки, похоже, делает всё возможное, чтобы дети забыли о самом существовании «бумажных» книг и учебников. В начале октября стало известно, что с 1 января 2015 года согласно закону об образовании российские школы полностью перейдут на электронные учебники. В них будут не только изображения традиционного пособия, но и интерактивные карты, иллюстрации, видеоролики, перекрёстные ссылки между курсами и предметами, лаборатории по химии, физике и биологии.
По оценкам международных исследований PISA-2000, по качеству чтения наши дети 9 и 14 лет заняли 27-е место в списке из 32 стран. В 2003-м эти показатели ещё ухудшились: 33-е из 42. По данным мониторинга PISA за 2009 год, российские школьники по чтению оказались на 42-м месте из 65 стран.

Образцом для подражания должны стать футболисты
Компьютер постепенно вытесняет книгу и чтение. Но, как говорят специалисты, в условиях глобализации общества прежде всего необходимо усиление гуманитарной составляющей, а не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры и компьютерной грамотности.
Установлено, что эти навыки начинают формироваться в детстве – с дошкольного образования и чтения в семье. Но сегодня резко сократилось количество детских садов, охваченных дошкольным образованием, в рамках которого формировались первичные читательские навыки, а в сознании ребёнка образ чтения в любых его формах (слушание, выполнение творческих работ вслед за знакомством с литературным произведением) закреплялся как полезный вид деятельности.
В школьные годы все учащиеся являются в той или иной мере читателями. Это связано с построением образовательных программ, увеличением доли самостоятельной работы школьников. Однако отмечено, что после перехода из начальной школы в среднюю читательская активность детей резко падает. Специалисты отмечают, что уже к 10 годам формируются признаки функциональной неграмотности, которые в дальнейшем приводят к «учебному поражению». Учащиеся старших классов теряют интерес к чтению, но, вместо того чтобы заняться возвращением книг в школу, власти решили разместить на улицах билборды с Пушкиным и Достоевским: наряженные в тренировочные костюмы, они призывали читать книги…
Каждый год разные организации устраивают различные акции, которые должны привлечь молодёжь к литературе. Придумываются разные варианты популяризации чтения – от ящиков для буккроссинга в парках до автоматов по продаже книг прямо на улицах. В 2010 году издательство «Эксмо» совместно с фондом «Народная инициатива» и Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы решили привлечь к пропаганде чтения российских футболистов. В акции «Читайте книги» приняли участие тренер Леонид Слуцкий, члены сборной России по футболу Сергей Семак, Сергей Игнашевич, Андрей Тихонов и другие спортсмены. По всей Москве висели плакаты, на которых спортсмены держали в руках книги. Леонид Слуцкий публично декламировал стихи, а Игнашевич утверждал, что «читать книги так же важно, как читать игру»…

«В поддержку чтения» Гоголь играл в баскетбол, а Достоевский боксировал
В прошлом году прошла ещё одна необычная акция в поддержку чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Союз книготорговцев провели рекламную кампанию под слоганом «В начитанном теле – начитанный дух». Эта акция не осталась незамеченной и вызвала большой резонанс. Главным инструментом был короткий рекламный ролик, где рэпер Fike в гриме, бакенбардах а-ля Пушкин и спортивном костюме читает речёвку, призывая всех «шевелить извилинами». Также героями ролика стали Достоевский, который бил боксёрскую грушу, и Гоголь, закидывающий баскетбольный мяч в кольцо.
В этом году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при участии Российского книжного союза и рекламного агентства SLAVA вновь рекламирует чтение с помощью классиков. На этот раз сюжеты классической литературы в стилистике новостей появились на популярных российских сайтах в рамках акции «Новости от классиков», направленной на повышение интереса к чтению.

«Нет таких людей, которые были бы против того, чтобы популяризировать чтение, но всё упирается в форму, – считает поэт Лев Рубинштейн. – Кто этим занимается? Одно время в московском метро решили вешать листочки со стихами. Что плохого? Но вдруг появилось какое-то невнятное произведение какой-то непонятной поэтессы – ну это же наверняка чья-то родственница. В том же метро читаются стихи на эскалаторах из динамиков, но с интонацией совершенно несоответствующей. Таким способом можно привить только нелюбовь к поэзии, к чтению».
Конечно, можно успокаивать себя тем, что интерес к чтению падает во всём мире. Недавно стало известно, что 62% жителей Великобритании только делают вид, что увлечённо читают книги классиков, а на самом деле просто носят с собой, чтобы произвести впечатление, будто они умные и начитанные. 42% таких притворщиков узнают о сюжетах классических произведений из фильмов, передач на телевидении или Всемирной паутины.
Британские исследователи также выяснили, что 50% опрошенных ими людей ставят на книжные полки произведения мировых классиков, которых они никогда не читали. А ещё 3% опрошенных признались, что в обложки классических произведений они помещают газетные и журнальные издания. Эта уловка позволяет им казаться настоящими интеллектуалами. В хит-параде авторов, которые помогают англичанам казаться умными и книги которых они никогда не читали, на первом месте стоит Джордж Оруэлл и его роман «1984» (26%). Второе место занимает Чарльз Диккенс с «Большими надеждами» (18%). Далее идут Джером Сэлинджер с романом «Над пропастью во ржи» (15%) и Эдвард Морган Форстер с «Поездкой в Индию» (12%). Помимо этих авторов англичане «любят» и других писателей, так как они помогают им выглядеть умными и начитанными.
«А вот китайцы читают гораздо больше нас, – рассказала Надежда Михайлова. – У них книжные магазины – это такие многоэтажные дворцы с кафе и залами для выступлений. Потому что в Китае есть программа, как сделать так, чтобы огромное население читало». К сожалению, пока прогнозы неутешительные, специалисты считают, что через десятилетие в России книжный бизнес может рухнуть. И пока мы всё ещё не придумали волшебное средство, которое вернуло бы людей к литературе.

Источник: https://versia.ru/44-procenta-rossiyan-voobshhe-ne-chitayut-knig

Made on
Tilda