Быть может, в эти тяжелейшие годы и сложились нравственные представления Евгения Николаевича. Он на себе испытал, что такое душевное смятение, душевная боль, что – гордость, что – гордыня, что – смирение и что – ответственность перед своим страдающим сердцем. Из этих дней вырастали его будущие уроки о Достоевском и Толстом, и когда он потом станет спрашивать ребят, отчего плачет Левинсон в конце «
Разгрома», он сможет объяснить им, что такое груз совести.
Важно уметь построить урок как само литературное произведение
Вся методика уместилась в трех словах: прием, деталь, вопрос.
А чтобы добиться активности на уроках от всех учащихся, он изобрёл «Закон трёх О», где требовалось от преподавателя:
- Очаровать произведением (книгой);
- Окрылить литературными героями;
- Обворожить автором.
Для реализации закона, конечно, требовалось максимально изучить биографию писателя, само произведение, перечитать критику и тогда появлялось состояние, когда сам учитель был очарован и окрылен. И при этом во главе концепция Евгения Константиновича было отношение к людям: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Эта концепция — антагонист современному ЕГЭ, рассчитанному на послушного середнячка. В ЕГЭ нет воспитания, нет творчества. Обучаясь по системе ЕГЭ, дети вовсе перестанут читать, думать, творить. Они никогда не напишут сочинение по «
Войне и Миру» на тему, придуманную Евгением Николаевичем: «
Что грузить на подводы?». Все это потому, что для написания надо с неподдельным интересом прочесть каждую страничку, стать участником событий, понять ситуацию.
Дети любят спорить: они максималисты. Можно на время принять их точку зрения и довести сюжет до абсурда. Пройти несколько вариантов, учесть разные мнения, увидеть до запятой известный текст другими глазами. В этом процессе учатся и ученик, и преподаватель.
Более чем тридцатилетний опыт внедрения системы показал стабильно высокий результат: у него читали все, добровольно, с интересом и пониманием. Причем система годилась для всех предметников. Активный совместный поиск верного решения, ошибки, попытки, умелое незаметное ведение в правильном направлении — и вот доказана очередная теорема, уточнена история избавления от ига Золотой орды, переписаны строки песни. Совместное творчество, когда воспитание было поставлено выше обязательного познания, всегда завершалось успехом.
Есть у него ответ и на вопрос о воспитании на классических образах идеалистов, не способных выжить в реалиях современной жизни. Для этого были созданы «
Две программы»: одна работала в школе, другая— предлагает несовершенный мир вокруг. О бытие говорили на уроках литературы, пытаясь связать эти программы—писали сочинения о родственниках, соседях, мальчишках в подворотнях. Литература учит противостоять дурному, недружественному и книжные идеалы — стержень духовного состояния раз реальный мир не в состоянии сейчас стать высоко духовным, но стремиться к этому надо.
Для начинающих педагогов Е. Н. Ильин разработал 11 советов, логичных и простых и сегодня они пользуется ими с первых самостоятельных уроков. Как только появится творческое начало, возможность высказать свою точку зрения, ученик сам захочет внимательно прочесть книгу и вместе с учителем прийти к верным нравственным скрепам через свои, пока наивные, детские мнения. Построить урок как само произведение
: будет интересно — будут слушать и участвовать. Делясь своим педагогическим опытом в учебных сочинениях, методичках, книгах, Евгений Николаевич писал, что хороший преподаватель обязательно должен быть знатоком предмета, врачом, артистом. Он был уверен, что именно артистизм должен стать средством обучения. Говорить об искусстве нужно только с помощью искусства. Чтобы герои книг оживали на уроках, самому нужно стать режиссером, исполнителем, вредным зрителем-критиком, художником. Экспрессия и эмоциональность должны стать главной педагогической техникой. Сам он воплощал эту заповедь не только эмоциональной речью, но и мимикой, жестами, движениями и чтением разными голосами.
Одним из любимых приемов обсуждения текста был— начать с маленькой детали и в рассуждениях, спорах добраться до обобщения. Поиск истины зачастую продолжался после урока, побуждал перечитывать, моделировать свои пути решения проблем. И тогда решалась задача наставника — направить мысль в нужное русло начав с маленьких деталей и вместе распутывать
«узелок проблемы». Мелкие детали педагог считал жемчужинами текста. Ироничные базаровские губы, никогда не улыбающиеся глаза Печорина, Кабаниха со своим «
Ну…» — для Евгения Ильина это штрихи, ключи к пониманию всего произведения.
Спор при этом всегда выступал как развитие любознательности, а сотрудничество в поиске нравственных идеалов предполагал разные точки зрения, возможность их высказывать, задавать вопросы, спорить. Школьник, не читавший «
Онегина», вряд ли будет иметь свою точку зрения на его похождения. Дети любят спорить: они максималисты. Можно на время принять их точку зрения и довести сюжет до абсурда. Пройти несколько вариантов, учесть разные мнения, увидеть до запятой известный текст другими глазами. В этом процессе учится и ученик, и преподаватель.
Педагогические идеи Евгения Николаевича Ильина работают, если учитель готов сотрудничать с учениками. Есть высокое состояние духа, когда человек живет в единении с самим собой, ни на минуту не теряет себя. При встрече такие люди поражают нас, хотя мы не сразу понимаем, чем, – они действуют на нас всей полнотой личности. Секрет в том, что они обогащают одним своим присутствием. В своих сочинениях его воспитанники отмечали:
«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному...»; «
Ведь нет такой науки – учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова»; «Литератор у нас вообще личность…» и т.д. Но любовь и страсть Евгения Николаевича – это вопрос, он даже книгу задумал написать: «
Искусство вопроса».